25 июля 2018 года исполнится 38 лет со дня трагической гибели Владимира Высоцкого (1938-1980) — знаменитого русского певца, композитора, поэта, писателя, актёра театра и кино. Высоцкий прожил короткую, но очень яркую жизнь. После себя он оставил свыше 700 поэтических произведений; свыше сотни песен, записанных в профессиональных студиях звукозаписи СССР, Франции и Болгарии; несколько сотен песен, записанные любителями на катушечные магнитофоны; 30 киноролей, 8 радиоспектаклей и несколько прозаических работ, включая киносценарии, а также повесть «Черная свеча» (в соавторстве с Леонидом Мончинским).
Из-под пера известного писателя Марка ЦЫБУЛЬСКОГО в нашей стране выпущено уже 8 замечательных книг о ВЫСОЦКОМ, а также опубликованы сотни статей о знаменитом певце в периодической печати и на веб-сайтах, тысячи «постов» в Интернет-форумах.
Корреспондент «М 21» побеседовал по электронной почте с доктором ЦЫБУЛЬСКИМ — проживающим в США врачом-психиатром, писателем, журналистом и, конечно, одним из лучших исследователей жизни и творчества Владимира ВЫСОЦКОГО.
— Марк Исаакович, давайте начнём с Вашего детства. Расскажите о том, чем увлекались в ту пору, какую музыку слушали, помимо В.В., и как и при каких обстоятельствах удалось достать первые пластинки с записями Высоцкого?
— Я родился в Москве в 1958 году. Обычное детство 1960-1970 гг. Мы летом в футбол играли, зимой в хоккей. Правда, без коньков. Тогда в каждом дворе пацаны так играли, коробок со льдом не было. Собирал марки. Это тоже было общее увлечение всех мальчишек. Я сначала вообще не знал даже, куда марки надо класть. Когда мне было 3 года, я складывал их в детское ведро. Отец увидел и отдал мне огромную книгу по хирургии, куда я клал марки между страницами с фотографиями операционных разрезов. Первый альбом появился у меня, наверное, только году в 1969-м. Музыку слушал только ту, что доносилась из телевизоров или радиоприемников. Был к этому довольно прохладен. Первые песни Высоцкого услышал в 1973 году, дома у своего школьного приятеля. Я был поражён и ошарашен. Ничего подобного по радио не передавали. У меня были несколько миньонов с песнями Высоцкого. Я уже тогда знал, что это капля в море его творчества. В 1981 году я вернулся из армии, приобрёл магнитофон «Электроника» и начал поиск всех песен Высоцкого.
— Правда ли, что за «громкое» прослушивание песен Высоцкого (не вошедших в официальные миньоны) до перестройки можно было понести наказание (административная или даже уголовная ответственность), или это преувеличение?
— Конкретно я таких случаев не знаю. Полагаю, что это городские легенды. На моей памяти никто не слушал Высоцкого подпольно и обмен плёнками тоже проходил без оглядывания через плечо.
— Гибель Высоцкого. Вы помните свои чувства, когда впервые узнали об этом?
— У меня не было никаких чувств от сообщения о его смерти. Такие слухи по Москве циркулировали и раньше и не только насчёт Высоцкого. Помню, как отец пришёл домой и сказал, что ему сообщили, что вчера умер Анатолий Фирсов, знаменитый игрок ЦСКА. Вечером я включил телевизор, чтобы посмотреть прямую трансляцию хоккейного матча и сразу увидел «покойного» Фирсова. Москва — это вообще город слухов, так что информацию надо было воспринимать с осторожностью. В июле 80-го я служил в армии и был в пустыне Кара-Кум, там шло испытание новой бронетанковой техники для отправки её в Афганистан. Помню, из Москвы приехал старший лейтенант и сказал, что умер Высоцкий. Я не среагировал вовсе. Говорю же — таких слухов всегда ходило предостаточно. То, что это не слух, я узнал только когда вернулся домой.
— Назовите одно качество, за которое Вы больше всего любили и любите творчество Высоцкого?
— Второе дно. Это то, о чём говорил сам Высоцкий. Его тексты очень многоплановы. За исключением ранних песен и песен-зарисовок (опять-таки, выражение самого Высоцкого), все его произведения имеют второй смысл и второй план. Я думаю, это та самая причина, по которой Высоцкий так открещивался от слова «бард». Наши барды, авторы, исполнявшие свои песни под гитару, могли писать хорошие тексты или очень убогие в поэтическом отношении песни, но это всегда очень однопланово.
— Из российских авторов-исполнителей конца 20 века, а также современных есть ли кто-то, кто смог вызвать у Вас подобные чувства или переживания, какие были вызваны творчеством Владимира Семеновича?
— Высоцкий уникален, как уникален всякий большой поэт. Другие авторы-исполнители — это практически другой жанр. Скажем, Тимур Шаов. Я его очень люблю, но это совсем другая поэтика и совсем другое музыкальное сопровождение.
— Владимир Высоцкий оставил после себя богатейшее творческое наследие. Новичку, только что начавшему знакомство с его творчеством, порой неясно с чего начинать. Какие записи Вы посоветуете слушать в первую очередь — Михаила Шемякина, Константина Мустафиди, студийные записи фирмы «Мелодия», французские диски или «винегретные» массовые издания, на которых встречаются раритеты и уникальные версии песен?
— Новичку я бы посоветовал начать с концертных записей. Современному слушателю должно быть интересно послушать, как один человек с гитарой может держать зал в напряженном внимании весь концерт. Если какой-нибудь Лепс должен тексты Высоцкого орать так, что сам певец вынужден надевать наушники, чтоб не оглохнуть от гремящей музыки, то Высоцкий те же тексты пел один, без грохота нелепой музыки. Я думаю, для современного слушателя, который не понимает, как можно обратить на себя внимание без вычурных костюмов, подтанцовки, оркестра и так далее, будет интересно узнать, что на эстраде может быть слышен не только грохот, но и текст.
— Назовите песни Высоцкого, наиболее любимые Вами, те которые слушаете чаще всего. Какая песня самая любимая, если бы пришлось выбирать только одну?
— Любимая песня… Я же живой человек, меняется настроение, меняется ситуация в жизни, меняется и та песня, которая звучит во мне в данный момент. К числу любимых во все времена относятся «Был шторм, канаты рвали кожу с рук...», «Я из дела ушел...», «Мне судьба — до последней черты до креста...», «Был побег на рывок...»
— Пластинки Высоцкого официально издавались во многих странах мира. Насколько мне известно, в США его записи выпускались только в эмигрантской среде, и до массового американского слушателя Высоцкий, к сожалению, не дошёл. Есть ли сегодня среди коренных жителей США те, кто слушают В.В. и любят его песни?
— Нет, конечно. По той же причине, по которой в России никто не слушает Боба Дилана. Поэзия всегда явление национальное. Прозу можно адекватно перевести. Скажем, я О' Генри впервые прочитал еще в Союзе, а потом через много лет, уже выучив английский язык, прочитал в оригинале. И я был поражен, насколько точно русский переводчик передал речь персонажей американского писателя! С поэзией такой эффект практически недостижим.
— Несколько лет назад в России была издана книга Ф. Раззакова и М. Крыжановского «Высоцкий — суперагент КГБ». Можете ли Вы прокомментировать данный труд этих авторов?
— А что тут комментировать? Раззаков — это бульварный журналист, о чём всем давно и хорошо известно. Его соавтор, как мне сказали, в Америке имеет кличку «нет работы, нет денег». Вместе с Раззаковым они написали мусор, который даже не попробовали проиллюстрировать фактами. Да и то сказать: если нет фактов, где ж их взять?
— Читая Ваши книги о жизни и творчестве В.В., чувствуешь, что и у Вас есть определённо что-то общее с предметом исследования длинною в жизнь. Как Вы думаете, какие общие черты характера или душевные качества роднят Вас с Высоцким?
— Вы знаете, я никогда об этом не думал. Пожалуй, что сразу приходит в голову — это жадность до новых впечатлений. Высоцкий любил видеть новые места. Он объехал весь Советский Союз с концертами. Причём, когда он приезжал в какой-то город, он не отсиживался в гостинице, чтобы спеть и уехать. Он хотел увидеть как можно больше. Потом, когда появилась у него возможность ездить по миру, он вёл себя точно так же — получал столько новых впечатлений, сколько возможно. Вот и я себя веду также. Я побывал в 60 странах и хочу надеяться, что с Божьей помощью, посещу ещё немало интересных мест.
— Ваши ближайшие творческие планы?
— Я сейчас работаю над циклом статей об однокурсниках Высоцкого. На его курсе училось 19 человек, включая самого Высоцкого. Обо многих из них информации очень мало, я хочу восполнить этот пробел. Закончена документальная повесть «Высоцкий в Белоруссии», в соавторстве с киевлянином Вадимом Ткаченко написана повесть «Высоцкий в Киеве». В общем, всё время что-то в работе.
— Возникало ли у Вас когда-нибудь желание написать собственное художественное произведение или стихи, или публицистическую книгу о ком-то (или о чем-то) другом, кроме Высоцкого?
— Да, хочу написать книгу о китайской цивилизации. Китай — это одно из главных моих впечатлений в жизни. Китайцы изобрели порох, ветряные мельницы, бумагу, печатные станки, бумажные деньги — этот список может быть продолжен. Китайская империя опережала развитие Европы примерно на тысячу лет, о чём европейцы и сегодня не знают. Уровень развития современного Китая потрясает воображение. Я был там и видел это собственными глазами. Так что тут есть над чем порассуждать.
— Марк Исаакович, какова Ваша заветная мечта?
— Полететь в космос. Я был на всех континентах Земли, хотелось бы увидеть Землю целиком из космоса. Вряд ли сбудется, но, как говориться, мечтать не вредно.
— Ваши пожелания читателям нашего интернет-журнала?
— Константин Паустовский написал когда-то: «Читайте! Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одну страничку из новой книги». Вот к этому пожеланию я присоединяюсь. Мир настолько огромен и интересен, что просто грешно смотреть сериалы вместо того, чтобы познавать его. Всем удачи!
Беседовал Сергей ПЛЯСОВ
Лучшие книги Марка Цыбульского о Высоцком:
Планета Владимир Высоцкий (М., Эксмо, 2008 г.), Время Владимира Высоцкого (Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 г.), Высоцкий в Ленинграде (Спб, изд.-во С. Ходова, 2012 г.), Владимир Высоцкий в Одессе (Спб, студия «НП-Принт», 2013 г.), Владимир Высоцкий и его «кино» (Нижний Новгород, «Деком», 2016 г.) (О КНИГЕ), Владимир Высоцкий: ещё не всё… (Нижний Новгород, «Деком», 2017 г.)