20-летняя студентка четвёртого курса заочного отделения дефектологического направления школы педагогики ДВФУ уже известна нашим постоянным читателям. Год назад «М 21» уже писал о ней как о вокалистке и начинающей поэтессе. Правда, тогда ещё у Светы была другая фамилия. В этом интервью девушка рассказала о том, почему она выбрала для себя профессию логопеда-дефектолога.
— Света, ты сама выбрала будущую профессию логопеда-дефектолога, или помогли родители?
— Если честно, то почти случайно. Изначально планировала выучиться на детского психолога, но буквально перед окончанием школы мама порекомендовала мне эту специальность. На бюджет прошла сразу по двум направлениям, встал выбор — ехать во Владивосток или в Уссурийск. Решила последовать маминой рекомендации, потому что Владивосток, конечно, поближе к дому.
— И ты поняла, что не ошиблась?
— Я нисколько не пожалела. Стало все очень интересно, уже на первом курсе у меня «загорелись» глаза, поскольку люблю детей, и они ко мне тоже тянутся.
— Параллельно с учёбой ты третий год уже работаешь с детьми, оттачивая свои навыки и зарабатывая на жизнь. Расскажи, с чего все началось?
— Это случилось благодаря отличному логопеду, у которой я проходила студенческую практику в многофункциональной студии «Академия творчества». Мы с ней нередко спорили, советовались друг с другом. После практики она стала доверять мне работу с детьми, рекомендовала меня их родителям. Также я разместила объявление на сайте Farpost.ru. Сейчас уже достаточно востребована, и очень радуюсь благодарным отзывам от родителей малышей, с которыми занимаюсь.
— С детьми какого возраста ты работаешь?
— В основном, от трёх лет и старше. То есть, дошколята и ученики первых и вторых классов. Каких-либо строгих ограничений в возрастном плане нет, могу заниматься и со старшеклассниками.
— Насколько быстро ты находишь подход к ним?
— Каждый ребёнок индивидуален, но найти к нему подход не составляет особого труда. Я чувствую настроение детей, они тоже чувствуют моё настроение, спрашивают меня, о чем-то, где-то сами проявляют инициативу. Поначалу, бывает, что на первых двух-трёх занятиях ребёнок очень скромный, но затем он раскрывается.
— Есть ли минусы у твоей профессии?
— На данном этапе только то, что из-за плотного графика не всегда удаётся вовремя овладеть полной информацией. В основном, это все, чему обучаюсь в Вузе. Однако, нерешаемых проблем не бывает.
— Ты имеешь в виду работу с серьёзными нарушениями здоровья?
— Это дети с нарушениями ЦНС, с психологическими проблемами, алалики — дети, которые практически не говорят. В этой профессии все зависит не только от меня одной, а во многом, от родителей. Если они занимаются дома с детьми, выполняют мои рекомендации, то работа движется намного быстрей. Без обратной связи с родителями моя работа практически равна нулю.
— Понятно, что многим из нас хочется побыстрее, да поскорее, с минимумом собственных усилий получить фантастический результат. Скажи, в какое время года твои услуги особенно востребованы?
— Обычно осенью, в сентябре и октябре. Хотя, в летнее время работы тоже немало. В Находке дефектологов пока что очень мало, максимум три или четыре человека. После получения диплома я очень хочу открыть собственный кабинет детской дефектологии — либо в нашем городе, либо в другом. Поскольку муж у меня военный, то частые переезды вполне вероятны. Также, как и жена декабриста я буду всегда следовать за ним (смеётся).
— С чего начинается, и как проходит работа с ребятами, которых приводят к тебе?
— В первую очередь, дети приходят на обследование, после которого определяю круг своей работы. Занятия начинаются с артикуляционной гимнастики — разминаем ротик, щёчки, язычок. Кому-то приходится делать логопедический массаж специальным зондом, это необходимо для того, чтобы расслабить мышцы. Далее, мы приступаем к постановке — находим нужную позицию для языка и вырабатываем воздушную струю для того, чтобы появился правильный звук. Дыхание тоже очень важный фактор для разговора. После того, как звук поставлен, мы облекаем его в слова и предложения, учим стихотворения, избавляемся от проблем дифференциации шипящих и свистящих звуков. Помимо этого, мы учимся правильно склонять слова по родам и падежам, развиваем словарный запас. Занятия никогда не бывают скучными, проходят в увлекательной игровой форме.
— В целом, сколько времени уходит на достижение успешных результатов?
— По-разному, кому-то достаточно одного месяца, чтобы полностью проработать определённый звук, с другими на это уходит два или три месяца. Все зависит от того, насколько быстро ребёнок способен воспринимать информацию. Редко бывает, когда нужно поставить только один звук, в основном, это минимум три или четыре звука. Одной девочке нужно было поставить только звуки «л» и «р», мы справились с этим за два с половиной месяца. Другой мальчик занимался у меня около двух лет.
— Каждому ли ребёнку с небольшими дефектами речи необходима помощь дефектолога, или он может исправить в дальнейшем свою речь самостоятельно?
— Бывает, что дети, вырастая, сами избавляются от тех или иных речевых недостатков, наблюдая за речью сверстников, стараются не отстать от них. Очень плохо, если дети переносят за это унижения и насмешки от сверстников, либо некоторых взрослых. Необходимо очень мягко и терпеливо объяснить ребёнку, что ему нужно научиться правильно разговаривать. Для этого и предназначена моя профессия.
— В каких случаях родителям следует «бить тревогу» и приводить ребёнка к тебе, а в каких это, в принципе, не обязательно?
— Я бы рекомендовала всем родителям приводить на логопедическое обследование ребёнка по достижению им трёхлетнего возраста. Честный логопед даст ответ, справится ли малыш сам в процессе социализации — поступив в детский сад, или ему потребуется небольшая помощь.
— Света, насколько доступны для родителей услуги такого без пяти минут специалиста дефектолога, как ты?
— В настоящий момент у меня самая низкая стоимость в городе — 400 рублей за одно занятие.
— Твои пожелания для наших читателей?
— Желаю всем побольше улыбок, не оглядываться назад, смотреть в будущее и планировать его, радоваться жизни!
Беседовал Сергей ПЛЯСОВ