Молодой находкинский драматург, постановщик современных пьес занимается продвижением жанра «Новая драма» в столице Приморского края. Её работы «Протуберанцы» (2013) и «Возлюбить ближнего» (2016), опубликованные под псевдонимом Викентий Брызь были отмечены на престижных международных и всероссийских литературных конкурсах. Наш корреспондент взял у Виктории интервью, в котором она поделилась своей историей и рассказала о будущих творческих планах.
— Виктория, давай начнём с твоей биографии.
— Я родилась в Якутске, но с шестимесячного возраста жила во Владивостоке. В 2007 году окончила Дальневосточный государственный технический университет (теперь входит в состав ДВФУ, — прим. автора) по специальности «Связи с общественностью». В этом году получила степень магистра в Дальневосточном федеральном университете по направлению «Философия. Экономика. Политика». В Находке живу с 2009 года, сюда переехала вместе с мужем. Здесь родился мой сын.
— Когда ты впервые решила попробовать себя в роли литератора?
— Моя дебютная пьеса была написана в студенческие времена и предназначалась только для друзей. Вдохновением, естественно, послужил период первой влюбленности. Довольно банальное произведение про безответную любовь, хорошо, что оно не сохранилось.
— В чём состоит твоя основная задача как драматурга?
— Около года я занимаюсь читками — чтением по ролям произведений перед зрителями, выступаю в качестве режиссёра-постановщика.
— Усилия для популяризации жанра «Новая драма», в котором происходит столкновение человека и враждебной ему действительности, прилагаются в Театре Молодёжи г. Владивостока?
— В основном, да. Но я также предлагаю нашим актёрам выступить в Находке, и они поддерживают эту идею.
— Литературная читка, что она из себя представляет?
— Этот относительно новый жанр возник в начале 90-х годов прошлого века. Его активным продвижением занимаются ребята из московского театра документальной пьесы «Театр.doc». Читка представляет собой максимальную натуралистичность во время представления, будь то просто чтение, либо чтение с эскизом (игрой), актеры выступают в своей повседневной одежде.
— Как часто проводятся читки?
— Около одного раза в месяц во Владивостоке. В Находке мы ищем подходящие для этого места, лучше всего, если обстановка неформальная. В организационно-техническом плане мне очень помогают коллеги-артисты из Театра Молодёжи Герман АВЕЛИЧЕВ и Антон ШЕФАТОВ.
— Возраст зрительской аудитории твоих пьес?
— Первая пьеса предназначалась в основном, для подростков. Второе произведение — для более взрослой аудитории. Возраст людей, приходящих послушать читку, чаще всего колеблется в диапазоне от 25 до 40 лет.
— В чём заключается главный «месседж», который ты стремишься донести своим творчеством до людей?
— Мне хотелось бы дать самой себе ответ на этот вопрос. Скорее всего, предлагаю помыслить критически. Я просто передаю свое восприятие окружающей действительности, которое каждый может воспринимать по-своему.
— В каком жанре ты предпочитаешь писать пьесы?
— Мне сложно как-то охарактеризовать жанровую стилистику своих работ. Зачастую я узнаю об этом из чужих рецензий. Например, читатели говорят, что пьеса «Возлюбить ближнего» написана в стиле «хэйтерство», то есть утрированно-циничной прозы жизни. Видимо, они правы, хотя изначально я не задумывалась о том, что жанр будет именно таковым.
— Как ты относишься к критике своих произведений?
— Я отношусь к этому объективно, поскольку знаю основные плюсы и минусы собственных работ.
— Сколько времени у тебя уходит на написание одной пьесы?
— Полгода-год, сюда входит сбор подслушанных диалогов и текст.
— Произведения каких авторов оказали наиболее сильное влияние на тебя, и подтолкнули к литераторскому труду?
— Их очень много, сложно перечислить все. В подростковом возрасте любила книги, входящие в школьную программу, но, как и любой тинейджер, воспринимала их по-своему. Не так давно, перечитывала «Отцы и дети» (1862) Тургенева, и открыла для себя этот роман совершенно с другой стороны. Каждый год вдохновляют новые произведения, прочитанные мной. За последнее время, это «Москва-Петушки» (1973) Венедикта Ерофеева и «Циники» (1928) Анатолия Мариенгофа. Любопытно, что в первом произведении читатели находят аналогии с моей второй пьесой, хотя я написала её до прочтения знаменитой постмодернистской поэмы в прозе. Роман «Сто лет одиночества» (1967) Габриэля Гарсиа Маркеса тоже произвел на меня очень сильное впечатление.
— Есть ли у тебя любимый фильм?
— «Форест Гамп» (1994) реж. Роберта Земекиса. Обязательно прочту в ближайшем будущем одноимённый роман Уинстона Грума. Также очень люблю фильм «Похитители книг» (2004) реж. Леонида Рыбакова.
— Твои ближайшие планы?
— Завершить новую пьесу, над которой сейчас работаю.
— У неё уже есть название?
— Пока ещё нет. Рабочее название лучше не озвучивать в печати (смеётся).
— О чём она?
— Эта пьеса о парне, охватывающая временные промежутки его жизни, начиная с 90-х годов 20 века до двух последних десятилетий, включая недалёкое будущее. Она повествует о том как он меняется в течении 30-летнего периода, и о том как изменяется мир, окружающий его.
— Стиль пьесы, тоже «хэйтерский»?
— Я стараюсь не повторяться в новых работах, и не использовать прошлые сюжетные приемы и ходы, но возможно кто-то из героев данной пьесы выдаст себя, то есть меня, и это хэйтерство из него буквально попрёт (смеётся).
— Каковы твои чуть более отдалённые творческие планы?
— Хочу поставить документальный спектакль в жанре вербатим, включающий в себя глубинные интервью — записанные монологи и диалоги, звучащие со сцены.
— Возникало ли у тебя желание прочитать свои произведения со сцены, то есть выступить в качестве актрисы?
— До настоящего момента, нет.
— Виктория, какова твоя самая фантастическая мечта?
— Есть мечта, чтобы люди не старели и жили вечно.
— Твои пожелания нашим читателям?
— Желаю каждому всегда находить время для прочтения литературы и поменьше «зависать» в соцсетях.
Беседовал Сергей ПЛЯСОВ